Но окончание поста совершенно другое. Молитвенный подвиг и труд Страстной недели сменяется светозарной Пасхальной ночью. Длинных служб больше нет, поклоны отменяются, в еде дается благословение «на все». «Никто да не плачет о грехах», и потому на Светлой неделе причащаемся без исповеди и поста. Одним словом, радуемся и веселимся в Пасху Христову. Казалось бы, можно отдохнуть и расслабиться. А теперь – стоп! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видел ты, возлюбленный, как смерть и вначале пришла от невоздержания? Посмотри, как и впоследствии божественное Писание постоянно осуждает увеселения и говорит: и ел и пил, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога (Втор. 32:15)». Эти слова Библии сказаны нам: кому-то в назидание, кому-то в укор. Можно поесть и попить вдоволь, но нельзя забывать Бога. Грех не в веселье, а в нарушении заповедей. Серьезная проблема в том, что мы не умеем правильно жить в праздники. Совсем не знаем меры, теряем спасительную бдительность и трезвение. Чревоугодие и перебор с алкоголем, смех и шутки, вольность в обращении друг с другом... А самое обидное – это почувствовать, обычно к концу Светлой недели, что начинаешь терять то, что так бережно и кропотливо собирал за время поста. Ужасно снова ощутить потерю благодати и пустоту души. «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», – этот афоризм про каждого из нас. Сколько же еще раз нам нужно наступить на одни и те же грабли? Когда же наконец мы поумнеем? Почему так легко расстаемся с духовным сокровищем, как папуасы Новой Гвинеи, менявшие у англичан настоящий жемчуг на стеклянные бусы...
«Попутный ветер добавляет скорости, встречный ветер – ума», – еще одно мудрое изречение, на этот раз бывалых моряков и бородатых китобоев. Почти всегда вредно плыть по течению, а вот преодоление себя и трудностей жизни, борьба с собственным эгоизмом и внимание к нуждам ближних – это залог добрых евангельских плодов. Для этого и установлен пост. Стань другим хотя бы на семь недель; будь похож в это время на того Человека, о котором говорит Евангелие. А дальше – пробуй жить так постоянно, чтобы твоя жизнь согрела хотя бы одно человеческое сердце. «Когда ты родился, то плакал один, а все вокруг радовались. Проживи свою жизнь так, чтобы, когда ты будешь умирать, все вокруг плакали, а ты один улыбался», – говорили восточные мудрецы.
Пост – время увидеть нужды и скорби ближних. Всем нам живется трудно. Но мы христиане. Есть те, кому тяжелей, чем нам. Вот на таких людей и стоит обратить свое внимание. Делясь собой, своим временем и силами, мы очень часто даем другим самое важное и прекрасное, что у нас есть.
...Как-то дождливым днем добрый старый джентльмен заметил мальчика, продавца газет, который ежился в дверном проеме, пытаясь защитить свой товар от сырости. Покупая у парнишки газету, джентльмен сказал: «Мальчик мой, тебе, похоже, очень холодно здесь стоять». Мальчик поднял голову и с улыбкой ответил: «Было холодно, сэр, пока вы не подошли»... Если есть возможность дать что-то другим, нужно всегда ее использовать. Отношение того, кто дает, может оказаться важнее самого дара. «Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь», – это слова Джона Темплтона, американского философа и писателя.
Вот и получился у нас разговор о самом главном. Размышлять о жизни стоит почаще. Можно и наедине, а лучше с кем-нибудь родным по духу. Главное больше задавать себе серьезных вопросов и внимательно слушать свою совесть. Она-то не даст ошибиться, ведь с ней не договоришься. А закончим нашу беседу словами замечательного русского писателя М. М. Пришвина: «Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, которые перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше и лучше».