Росписи в соборе, датируемые 1502 годом, являются единственным сохранившимся до наших дней в первозданном виде ансамблем живописи великого русского мастера иконописца Дионисия, сообщает сайт Финансово-хозяйственного управления Русской Церкви.
Первоначально фреску использовали для изображения второстепенных сюжетов и украшения менее значимых частей храма, но именно в России мастера начинают заполнять фресками все пространство храм
В соответствии с данным решением консервация монументальной живописи продолжилась в 2012-2018 годах – в северной, западной, южной и восточной частях четверика собора, а также в северной алтарной апсиде – жертвеннике. В 2018 году консервация продолжена в центральной и южной апсидах собора.
Отмечается, что в ходе работ по консервации росписей Дионисия специалистам удалось «не только создать новые инновационные методики, но и реализовать их в памятнике».
Собор Рождества Богородицы является центром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря. Это первая каменная постройка Белозерья и монастыря, возведенная, скорее всего, ростовскими мастерами, на что указывает его декор и строительные приемы.
Собор был возведен в 1490 году на месте, которое преподобный Ферапонт освятил для деревянной церкви 1408 года.
В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших просветительных центров Русского Севера. В монастыре сохранились уникальные фрески иконописца Дионисия, созданные им вместе с сыновьями в начале XVI века. В 2000 году ансамбль обители был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.