Празднование Собора Крымских святых в Русской Православной Церкви было установлено 10 марта 1988 года по инициативе архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. День празднования был приурочен к дню памяти свт. Стефана, архиеп. Сурожского.
В Собор Крымских святых входят:
С Херсонесом связана жизнь еще одного понтифика – святителя Мартина. Его тоже отправили в ссылку, и местом заточения снова стала эта колония. Папа Мартин активно выступал против императора Константа II, который на государственном уровне поддерживал еретиков-монофелитов, искажавших учение о Христе. На полуострове святой жил недолго – в 655 году он отдал Богу душу, спустя несколько недель после прибытия в порт.
Святые Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонеса
Кроме подвигов святого Климента нам мало что известно о жизни христианских общин Крыма первых трех веков. Большинство исследователей полагает, что постоянные епископские кафедры возникли в колониях только в начале IV века. Первые епископы Херсонеса (кроме Капитона) были посланниками Иерусалимской Церкви. Сначала в городе появился Василий – ему удалось не только укрепить общину, но и увеличить ее за счет крестившихся язычников. Он успешно проповедовал, пока в 309 году не был убит по приказу императора Максимиана Галерия. Узнав об убийстве своего друга и сподвижника, остальные епископы, – Евгений, Елпидий и Агафодор, – до этого благовестившие на берегах Мраморного моря, прибыли в Херсонес продолжить дело Василия. В 311 году они были побиты камнями язычниками-херсонеситами, разделив участь своего собрата. Еферий тоже был сыном Иерусалимской Церкви, но его епископство припало уже на время правления Константина Великого. Этот святитель, как и его предшественники, сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но времена уже были другие. Еферий мирно отошел ко Господу. А вот его приемнику Капитону достался мученический венец – однажды корабль со святым прибило в устье Днепра. Местные жители захватили корабль и утопили всех пассажиров, в том числе – и святого Капитона. Это произошло весной 326 года.
На крови первых епископов Херсонеса выросла обширная церковная община, которая вплоть до упадка города в XIV веке играла важную роль в жизни христианского Востока. Например, именно отсюда приглашал священников креститель Руси Владимир.
Святители Стефан и Савва Сурожские
Не только в Херсонесе теплилась лампада Православия. Примерно с VIII века стала расцветать христианская община в Сугдее – нынешнем Судаке. На Руси это поселение называлось Сурожем. Оно дало Церкви двух святых – епископов Стефана и Савву.
Стефан был третьим по счету архиереем города. Он родился в конце VII века на Востоке Малой Азии в семье христиан. В возрасте семи лет его отдали обучаться грамоте, и в итоге талантливый мальчик попал в Константинополь. Юноша провел несколько лет при патриархе Германе, но затем тайно удалился в монастырь. Когда в Суроже умер епископ, жители обратились к патриарху с просьбой назначить нового, Предстоятелю явился ангел и повелел поставить на Сурожскую кафедру Стефана. Более тридцати лет епископ управлял общиной города. Он активно противостоял иконоборчеству, за что неоднократно преследовался властями, а при императоре Льве III Исавре претерпел мучения и долго сидел в темнице в Константинополе, откуда вышел лишь после смерти императора. Уже в глубокой старости Стефан снова вернулся к своей пастве в Сурож, где и скончался примерно в середине VIII века.
Другой святитель – Савва – почти неизвестен нам, сведения о нем крайне скудны. Сохранилась лишь запись о нем в месяцеслове XII века. Еще около Судака есть гора Ай-Савва, где сохранились остатки храма и пещера, в прошлом, видимо, связанные с жизнью этого святого.
Святитель Иоанн Готский
Этого человека можно назвать коренным крымчанином – он родился в городке Партенит в первой половине VIII века в семье греческих переселенцев. Его мать Фотина еще до рождения сына дала обет посвятить его служению Богу. К этому времени на Юге Крыма была образована Готская епархия, названная так в честь племени крымских готов, которые вторглись на полуостров еще в III веке, но потом ассимилировались греками и приняли христианство. Иоанн, известный своим благочестием, был всенародно избран епископом готским. В 787 году, с одобрения Иоанна, готы восстали против хазар, установившими над ними контроль. Но мятеж был подавлен, а Иоанн арестован. Его заточили в тюрьму, но ему удалось бежать в Малую Азию, где он и умер спустя четыре года.
Святители Иустин (Полянский) и Лука (Войно-Ясенецкий)
Самые последние в списке крымских святых – практически наши современники. Они не были выходцами с полуострова, но их судьба тесно связана с ним. Владыка Иустин относится к Крыму опосредовано – с 1885 по 1889 год он возглавлял Новомиргородскую епархию, которая на то время была составной частью Херсонской епархии, объединявшей тогда и крымские приходы.
А вот архиепископ Лука пятнадцать лет своей жизни посвятил возрождению Симферопольской кафедры. Назначенный на нее в 1946 году, владыка до самой кончины нес тяжелый крест управления епархией. В Крыму он развернул широкую деятельность, в которой имеется много миссионерских аспектов. Он обучает молодое поколение военных врачей, делает абсолютно бесплатные частные операции и обследования. На свое нехитрое по тем временам архиерейское жалование (10000 рублей) поддерживает бедных и материально помогает своей родне, которая живет в архиерейском доме. Но главные действия святителя направлены на прославление Господа и укрепление положения Церкви. Свои бои с силами зла святитель вел по трем направлениям – священство, миряне и уполномоченные по делам Русской Православной Церкви.
В отношении священников архиепископ был очень строг. Против всякого нарушения устава у него всегда находились слова скорби и праведного гнева. Так, святитель борется с пьянством и курением, небрежным отношением к иерейским обязанностям и проявлениями малодушия. Он презирает корыстолюбие и настоятельно просит священников не лениться проповедовать. За малейшее нарушение правил отец Лука лишал священников сана, запрещал в служении либо отправлял за штат.
К мирянам владыка относился с любовью, очень важной частью своего пастырского подвига считал проповедь. Сохранилось огромное количество прекрасных речей святителя. В них он поднимал злободневные вопросы – покаянную дисциплину, положение Церкви, обрядоверие и малодушие среди мирян. Миссионерским подвигом можно назвать и чудеса исцелений, которые святой все чаще стал совершать не скальпелем, а молитвой. Чудеса совершались как при жизни архипастыря, так и после его смерти.
Однако наиболее трудный подвиг пришлось совершать отцу Луке на фронте с советской властью. С 1947 года эпоха послабления атеистического гнета закончилась, и государство с новой силой стало гнать Церковь. По приезде святителя в Крым в «органах» поняли, что борьба будет жесткой. Уполномоченные стремились очернить владыку перед властями, сместить его с кафедры, рассорить его с окружением.
Брань с врагами внутренними и наружными подтачивала здоровье святителя, и 11 июня 1961 года славный архипастырь отошел к Господу. Несмотря на нежелание городских властей, траурная процессия с гробом святителя в течение трех часов двигалась по центральным улицам Симферополя. Город прощался со своим пастырем и врачом. Через 35 лет, 24 – 25 мая 1996 года, Церковь торжественно прославила владыку в лике святых. Его мощи почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе города Симферополя.
ВСИ СВЯТИИ ЗЕМЛИ КРЫМСКОЙ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!
Источник: http://www.pravoslavie.ru/89250.html