Сайт создан по благословению Управляющего Новосибирской Епархией, Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона

Официальный сайт храма во имя преподобного и благоверного князя Олега Брянского

+7 (383) 213 90 44
г. Новосибирск, ул. Лескова, 131

Новости - Крещение Господне

Крещение Господне


19.01.2019
Крещение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня Крещение Господне. Что же это за Праздник?

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, что Господь Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну Предтече креститься от него. При этом Господь говорит о том, что этим «надлежит исполнить всякую правду», то есть исполнить закон и волю Божию.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3: 16–17).

Потому это событие, в котором происходит явление Святой Троицы, называется еще Богоявлением. В этот день в Крещении явилась вселенной Святая Троица, божественной силой Которой, как говорят песнопения, «освятилась земля, воды приняли благословение, небо просветилось».

Так, в этот день «в Святой Своей Церкви Господь озаряет нас светом Своего Богоявления», просвещает «находящихся во тьме греха», таинственно обновляет, преображает, возрождает, освящает нас ивозводит к Божественной светлости, подавая нам новую жизнь в Боге.

Ныне Христос погребает в воде всякий «человеческий грех» и Своим Крещением «воздвигает нас истлевших, пораженных грехом и смертью», «избавляя нас от рабства ветхого греха». Что же это означает для каждого из нас?

Явлению Святой Троицы, бывшему в Крещении Господнем на Иордане, каждый человек становится причастным в совершаемом над ним Таинстве Крещения, когда каждый из нас становится обителью Святой Троицы, получает от Бога особую божественную силу, божественный дар, дар «общения Бога, в Троице поклоняемого, с духом нашим. И это общение бывает от нераздельного в Трех Лицах Бога. И Сын, и Дух Святый, и Отец входят в общение с нами». Как говорится в Евангелии, кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14: 23).

Сегодня, в Праздник Крещения Господня, вспоминается великий святой Русской Православной Церкви – святитель Феофан Затворник, который в течение своей жизни в разных своих сочинениях («Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», «Путь ко спасению», в письмах к разным лицам) всё время размышлял и учил о том, что особенное дает в Крещении человеку благодать, божественная сила, как она проявляется в последующей его жизни, каким становится человек, принявший этот божественный дар.

По словам святителя, «Верующий должен выйти из купели Крещения ревнителем исключительно о богоугождении. Эта ревность по Богу с любовию и самоотвержением составляет неотъемлемую черту христианской жизни, в ком эта ревность есть, тот живет, в ком нет ее, тот или мертв, или замер и спит».

Так, каждый из нас в Таинстве Крещения получает особый дар, особое сокровище, особую божественную силу, которой каждый человек может распорядиться по-разному. Исходя из той жизни, которую ведет человек, эта божественная сила может навсегда остаться в нем непроявившейся, праздной, заглушенной, подавленной, скрытой, подобно сокрытому евангельскому таланту. И, наоборот, если человек в своей жизни ревностно, постоянно стремится к Богу, то эта божественная благодать возрастает, возгорается в нем, проникает всю его душу, делая ее светлой, богоподобной.

Так действует на нас благодатная сила Божия. Но она «не вдруг проникает всё естество наше, но мало-помалу». «Наполнение нас этой божественной силой совершается по мере нашего стремления и труда по её обретению, стяжанию».

По словам святителя Феофана Затворника, чтобы эта божественная сила очевидно действовала в нас, подобно тому, как «огонь есть в дереве, но сокрыт; станьте тереть дерево о дерево – пойдет дым, а потом и огонь покажется», и нам нужно «себя тереть, то есть побуждать себя ходить в порядках христианских», и сила «Божия будет непрестанно проявлять в нас свою живодейственность».

Этот образ «трения», побуждения себя, то есть постоянное, неуклонное, неизменное, решительное исполнение самим делом заповедей Божиих – «хождение в порядках жизни христианской», есть необходимое условие для проявления в нас этого сокровенного живительного божественного дара.

Поэтому: «Помощи кто ищет? Помоги. Обидели мы кого? Спешите попросить прощение и помириться». «Тебя обидели – прости без размышления, скажи сразу: прощаю, так Бог велел».«Похвалил кто? Не гордитесь. Поругал? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать – работайте».

«Устрой жизнь свою так, чтобы всякий твой шаг, всякое твое действие было исполнением воли Божией, определи исполнять это твердо и неизменно, всякий раз говори в своем сердце: знаю, что вот тут именно такая-то воля Божия, и исполню ее непременно».

Такое хождение «в порядках христианских», которое есть молитва и совершение добрых дел, по словам святителя Феофана Затворника, дает возможность благодати Божией непрестанно проявлять в нас свою живодейственность.

«Когда приближается к душе нашей Господь; тогда душа наша мирствует, на всё смотрит радостно, на согрешающих снисходительно, на обижающих – необидчиво»; «делается вся светом, вся – оком, вся – радостию, вся – любовию, вся – милосердием, вся – добротою»; приобретает такую «любовь, что, если бы можно было, вместила бы в сердце своем всякого человека, не отличая злого от доброго», «почитая себя самой последней и меньшей из всех».

Так, по мере того, как душа проникается божественной силой исполнения этих заповедей, она просветляется и становится ярко-светлою, лучезарною.

Этот дар благодатной (божественной) силы, возможности богообщения в Крещении подается каждому из нас, но если мы не проявляем ревности в стремлении к Богу, то и дарованная сила постепенно угасает (не проявляется) в нас, и мы уже более не чувствуем ее. Прежде озаренные, запечатленные светом Божиим во Святом Крещении, в Таинствах Покаяния и Причащения, мы скрываем полученный божественный дар во мраке наших греховных, страстных привычек и поступков, равнодушия, заботы только о самих себе.

Так, если человек живет не по-Божьи, если он равнодушен и небрежен в отношении к Богу, к исполнению Его заповедей, то данная ему в Крещении благодать оказывается в нем скрытой, подобной зарытому в землю таланту.

Душа такого человека становится, по словам святых, «или сера, как неопределенный туман, или мрачна, как ночь темнейшая», когда кто живет греховными привычками. 

Но «благодать Духа Святого, даруемая при Крещении, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, всё-таки светится в сердце изначально бывшим Божественным светом бесценных заслуг Христовых. Этот свет Христов при нераскаянии грешника глаголет, по словам преподобного Серафима Саровского, продолжает взывать, к Отцу [Небесному]: “Авва Отче! Не до конца прогневайся на нераскаянность эту!” А потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, снова одевая бывшего преступника одеждой нетления».

Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодня, в Праздник Богоявления, Крещения Господня, нам необходимоосознать присутствие в себе дарованной в Крещении божественной благодатной силы и драгоценность ее для нас, столь великую, что без нее жизнь и не жизнь вовсе; все свои стремления и старания направить на то, чтобы усвоить себе эту божественную силу, «проникнуться ею во всем своем естестве, просветиться и освятиться» решительным «хождением в порядках христианских», исполнением заповедей Божиих.

«Но если и не успеем всё сделать, как бы хотелось, сделаем, как сможем. Господь не взыскателен на мелочи. Он ценит усердие и намерение. Наше усилие всех себя пересмотреть и перестроить Он примет, как дело уже совершившееся, только не следует бросать его, а иметь в виду продолжать и продолжать, пока доведем до конца. Главное же, то есть решительное намерение всех себя посвятить Господу, мы должны непременно в себе возбудить, укрепить и установить однажды навсегда».

Так «полагается начало внутреннему перерождению нашему, после которого, если неослабно, постоянно будем продолжать действовать в том же духе, внутреннее перерождение и озарение будут возрастать – быстро или медленно, судя по нашему труду», благодатный свет будет возгораться в нас, преображая всю нашу жизнь, делая нашу душу обителью Святой Троицы. Аминь.


Иеромонах Иоанн (Лудищев)


Источник: http://monastery.ru/content/audio/bozhestvennyy-zhivitelnyy-dar/