Сайт действует по благословению Митрополита Новосибирского и Бердского Никодима

Официальный сайт храма во имя преподобного и благоверного князя Олега Брянского

+7 (383) 213 90 44
г. Новосибирск, ул. Лескова, 131

Новости - Андрей Тарковский. Кино как молитва

Андрей Тарковский. Кино как молитва


03.11.2019


Андрей Тарковский. Кино как молитва / Andrey Tarkovsky. A Cinema Prayer (2019, Россия, Италия, Швеция)

Режиссёр: Андрей А. Тарковский / Andrey A. Tarkovsky
Мировая премьера: 76-й Венецианский кинофестиваль / 76th Venice International Film Festival (2019)


Слово дано только Арсению Тарковскому и Андрею Тарковскому — деду и отцу режиссёра картины. Стихи Арсения Александровича, столь часто звучавшие в картинах сына (и вообще так на него повлиявшие), у внука являются подтверждением рассуждений Андрея Арсеньевича. Связь поколений в семье Тарковских, к счастью, неразрывна. К старшим совершенно заслуженно относятся с большим пиететом. Хотя вообще-то делам родственным здесь отведено совсем мало времени. Классик мировой режиссуры достаточно быстро переходит от детства, которое столь сильно влияло на его творчество, к своему взрослому жизненному пути и картинам, которые всегда были очень личными. Он с головой погружает в свой мир, одновременно удивительно поэтический и столь разумный. Его мысль развивается, связывая личное и общее. Это один огромный монолог. Да и кто сможет рассказать о герое лучше, чем он сам? Удивительным образом получается несколько отстранённый взгляд, честный и объективный.

В основе фильма Андрея Андреевича Тарковского ранее не публиковавшиеся аудио- и видеозаписи лекций, интервью, встреч со зрителями, сцены из картин и видеохроника со съёмок работ отца, а также записи из ежедневника. В сборе материала помогали различные фонды и институты в России, Швеции и Италии. Пожалуй, нет лучшей возможности погрузиться в мир Андрея Арсеньевича. Это наиболее полный и всеобъемлющий вариант.

Конечно, это далеко не первый фильм о Тарковском. Про него снимали и при жизни, и уже после смерти. Тут особняком стоят две картины: «Московская элегия» Александра Сокурова и «Режиссер: Андрей Тарковский» Михала Лещиловского (в новой картине он выступает сомонтажёром). Но обе они были волей-неволей посмертным посвящением, а «Андрей Тарковский. Кино как молитва» — констатация величия уже давно покинувшего этот мир гения, пропущенная через много лет, прошедших с момента его смерти. Для подтверждения этих слов не нужны кинокритики, артисты или разного рода другие говорящие головы. Пусть высказывается сам автор. Манеру общения и слова, столь тщательно подбираемые Тарковским, ни с чем не спутать. Словно слушаете человека вне времени, уж точно не из нашего — так сейчас просто не изъясняются. Его речь кажется величественным анахронизмом, трактатом о вечном. И оратор остаётся по-своему очень харизматичным, тонким и остро чувствующим человеком. Редчайшие качества.

Mzr5d2zHgVk.jpg

Имя Тарковского уже давно стало брендом интеллектуального и поэтического кино, брендом российского кино в целом, брендом классического кино. Но всё это слова, а порой так важно погрузиться во внутренний мир художника. Что для него искусство? Что получилось, а что нет? Воспоминания, минуты горя и радости, огромные пространства, на которые раскинулась его жизнь (в том числе вынужденное изгнание). Из всего этого и соткан кинематограф Андрея Арсеньевича. Нет большей похвалы, чем слова отца о том, что сын не просто режиссёр. Вообще для Андрея-старшего огромное значение вложено в слово «поэт». Для пояснения, что значит быть им, в фильме выделена отдельная глава. Поэзия — гораздо более широкое понятие, чем сочинение стихов.

Он говорит о себе через свои картины. Как пришёл в кино, как труден был его путь, сколько испытаний приходилось пройти. Для Тарковского искусство — это молитва к Богу, возможность поговорить с ним, задать насущные вопросы. Религия всегда была важной составляющей его картин, духовным началом. Она подталкивала его к великим свершениям и грандиозным поискам. Продукты творческого процесса — фильмы, результат долгих и мучительных размышлений, сомнений, вопросов, далеко не всегда разрешённых. С киноклассиком можно не соглашаться и спорить, но сама возможность диалога с ним — большое дело. Через хронику удаётся прикоснуться к его творчеству и всему, что ему способствовало. А снимает большой художник только о том, что болит и мучает. Как же может быть иначе?

Если ушедшая в этом году Аньес Варда уже давно снимает и рассказывает о себе, то отдельный новый тренд — монтажные картины о великих, поставленные их соотечественниками или близкими людьми. Монолог, но пропущенный через монтаж другого. После картины «Форман против Формана» «Андрей Тарковский. Кино как молитва» — ещё один пример этого жанра. Получился он, безусловно, открывающим всё новые грани таланта иконы авторского кино, но и чересчур серьёзным, несколько громоздким, давящим своим весом. Картине не хватает свежего воздуха, и она монотонна в своей монументальности. В ней очень трудно увидеть взгляд сына на отца, словно речь не о родном человеке. Героя фильма давно нет с нами, но его работы останутся в вечности. А потому новая картина о Тарковском — ещё один важный артефакт, недостающее звено, веха для всех поклонников его огромного таланта.


Максим Ершов


Последний киносеанс в "Победе" состоится завтра, 04.11.2019, в 19:10.



Источник: http://cinemaflood.com/andrey-tarkovsky-a-cinema-prayer-2019/https://vpobede.ru/movies/andrey-tarkovskiy-kino-kak-molitva